ДИРЕКТОР ГГО ВЫСТУПИЛ НА ЗАСЕДАНИИ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОВЕТА РОСГИДРОМЕТА

25 июня 2018 г. состоялось заседание Научно-технического совета (НТС) Росгидромета, на котором было заслушано развернутое сообщение директора ГГО В.М.Катцова на тему «Научное обеспечение Национального плана адаптации к изменениям климата». Ниже приводятся некоторые тезисы этого сообщения.
Адаптация к изменениям климата на государственном уровне – это система мер политического, законодательного, нормативно-правового, экономического, социального характера, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и направленных на уменьшение уязвимости системы обеспечения национальной безопасности страны, субъектов экономики и граждан к последствиям изменений планетарного климата, климата на территории Российской Федерации и территориях соседних государств, а также на прилегающих к ним акваториях Мирового океана, а также на использование благоприятных условий, обусловленных указанными изменениями.
Первоочередной задачей планирования адаптации Российской Федерации к изменениям климата является научное обеспечение процесса разработки и принятия органами государственной власти и хозяйствующими субъектами решений, направленных на повышение уровня безопасности (защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства) от последствий изменений климата для населения и экономики, включая опасные природные явления и чрезвычайные ситуации природного характера.
Ограниченность доступных ресурсов делает особо важной научно обоснованную количественную оценку и прогноз рисков и ущерба экономике с учетом отраслевой и территориальной специфики потребителя, что необходимо для принятия эффективных решений по адаптации на федеральном, региональном и местном уровнях. Выработка базовых подходов к способам и механизмам адаптации к изменению климата должна осуществляться на основе развития научных исследований погоды и климата, оценки уязвимости населения и секторов экономики регионов Российской Федерации к изменению климата и других практических мер; что предусмотрено Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2011 г. № 730-р, которым утвержден «Комплексный план реализации Климатической доктрины Российской Федерации на период до 2020 года».
Парирование климатического вызова требует ясного представления о причинах, последствиях и перспективах изменения климата. Необходимо научиться принимать наилучшие решения, касающиеся адаптации – не только в части смягчения негативных климатических воздействий, но и использования некоторых открывающихся возможностей, связанных с благоприятными климатическими изменениями. Учитывая высокую цену ошибочных решений, необходимо активно развивать научные исследования – с целью минимизации неопределенностей региональных прогнозов и оценок изменений климата и, соответственно, последствий этих изменений.
Под флагом адаптации можно тратить огромные финансовые и другие средства, не решая задач адаптации. Никакой реальной адаптации – без науки, включающей постоянный мониторинг климатической системы и корректировку оценок ее происходящих и ожидаемых изменений, равно как и мониторинг эффективности принятых и корректировку планируемых адаптационных мер, – не получится. Есть опасение, что сегодня это осознают далеко не все потенциальные участники процесса.
При этом роль национальной гидрометслужбы в разработке и реализации адаптационных планов всех уровней является одной из решающих. Государственная наблюдательная сеть, осуществляющая наблюдения за климатической системой, технологии прогнозирования климата и климатических воздействий на основе физико-математического моделирования с использованием высокопроизводительной вычислительной техники, а также связанные с этим аспекты управления, обработки и ориентированной на потребителя интерпретации данных наблюдений и моделирования представляют собой основу планирования адаптации и последующего мониторинга ее эффективности.